1. Общая характеристика специальности 250800 - Химическая технология тугоплавких неметаллических и силикатных материалов.
1.1. Специальность утверждена приказом Государственного ко- митета Российской Федерации по высшему образованию N 180 от 05.03.94. 1.2. Квалификация выпускников - инженер, нормативная дли- тельность освоения программы при очной форме обучения 5 лет. 1.3. Характеристика сферы профессиональной деятельности выпускника. 1.3.1. Место специальности в области технологии. Технология тугоплавких неметаллических и силикатных матери- алов включает совокупность средств, способов и методов челове- ческой деятельности для исследования, разработки и применения высокоэффективных керамических и вяжущих материалов, стекломате- риалов, композитных материалов на их основе, а также создания технологических процессов их производства. 1.3.2. Объекты профессиональной деятельности. Объектами профессиональной деятельности инженера по специ- альности 25.08.00 - Химическая технология тугоплавких неметал- лических и силикатных материалов являются материалы и изделия из керамики, вяжущих, стекла, композитов на их основе, технология их создания и обработки, закономерные взаимосвязи структуры и свойств материалов с их технологическими и эксплуатационными па- раметрами. 1.3.3. Виды профессиональной деятельности. Инженер по специальности 25.08.00 - Химическая технология тугоплавких неметаллических и силикатных материалов в соответст- вии с фундаментальной и специальной подготовкой может выполнять следующие виды профессиональной деятельности: - научно-исследовательская - проектно-конструкторская - инженерно-технологическая - производственно-управленческая Инженер может в установленном порядке работать в образовательных учереждениях.
- 3 -
2. Требования к уровню подготовки лиц, успешно завершивших обучение по программе инженера по специальности 250800 - Химическая технология тугоплавких неметаллических и силикатных материалов
2.1. Общие требования к образованности инженера. Инженер отвечает следующим требованиям: - знаком с основными учениями в области гуманитарных и со- циально-экономических наук, способен научно анализировать соци- ально-значимые проблемы и процессы, умеет использовать методы этих наук в различных видах профессиональной и социальной дея- тельности; - знает этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде, умеет учитывать их при разработке экологических и социальных проектов; - имеет целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в неживой и живой природе, понимает возможности современных научных методов познания природы и владеет ими на уровне, необходимом для решения задач, имеющих естественнонауч- ное содержание и возникающих при выполнении профессиональных функций; - способен продолжить обучение и вести профессиональную де- ятельность в иноязычной среде (требование рассчитано на реализа- цию в полном объеме через 10 лет); - имеет научное представление о здоровом образе жизни, вла- деет умениями и навыками физического самосовершенствования; - владеет культурой мышления, знает его общие законы, способен в письменной и устной речи правильно (логично) оформить его результаты; - умеет на научной основе организовать свой труд, владеет компьютерными методами сбора, хранения и обработки информации, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности; - владеет знаниями основ производственных отношений и прин- ципами управления с учетом технических, финансовых и челове- ческого факторов; -умеет использовать методы решения задач на определение оп- тимальных соотношений параметров различных систем; - способен в условиях развития науки и изменяющейся соци-
- 4 -
альной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, умеет приобретать новые знания, используя совре- менные информационные образовательные технологии; - понимает сущность и социальную значимость своей будущей профессии, основные проблемы наук, определяющих конкретную об- ласть его деятельности, видит их взаимосвязь в целостной системе знаний; - способен к проектной деятельности в профессиональной сфе- ре на основе системного подхода, умеет строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений, осу- ществлять их качественный и количественный анализ; - способен поставить цель и сформулировать задачи, связан- ные с реализацией профессиональных функций, умеет использовать для их решения методы изученных им дисциплин; - готов к кооперации с коллегами и работе в коллективе, знаком с методами управления, умеет организовать работу исполни- телей, находить и принимать управленческие решения в условиях различных мнений, знает основы педагогики; - методически и психологически готов к изменению вида и ха- рактера своей профессиональной деятельности, работе над меж- дисциплинарными проектами.
2.2 Требования к знаниям и умениям по дисциплинам 2.2.1. Требования по общим гуманитарным и социально- экономическим дисциплинам.
Требования к знаниям и умениям инженера соответствуют Тре- бованиям (федеральный компонент) к обязательному минимуму содер- жания и уровню подготовки выпускников высшей школы по циклу "Об- щие гуманитарные и социально-экономические дисциплины", утверж- денным Государственным комитетом Российской федерации по высшему образованию 18 августа 1993 года.
2.2.2. Требования по математическим и общим естест- веннонаучным дисциплинам. Инженер должен: в области математики и информатики иметь представление:
- 5 -
- о математике как особом способе познания мира, общности ее понятий и представлений; - о математическом моделировании; - об информации, методах ее хранения, обработки и передачи; знать и уметь использовать: - основные понятия и методы математического анализа, анали- тической геометрии, линейной алгебры, теории функций комплексно- го переменного, теории вероятностей и математической статистики, дискретной математики; - математические модели простейших систем и процессов в естествознании и технике; - вероятностные модели для конкретных процессов и проводить необходимые расчеты в рамках построенной модели; иметь опыт: - употребления математической символики для выражения коли- чественных и качественных отношений объектов; - исследования моделей с учетом их иерархической структуры и оценкой пределов применимости полученных результатов; - использования основных приемов обработки эксперименталь- ных данных; - аналитического и численного решения алгебраических урав- нений; обыкновенных дифференциальных уравнений; основных уравне- ний математической физики; - программирования и использования возможностей вычисли- тельной техники и программного обеспечения; - использования средств компьютерной графики;
в области физики, химии и экологии иметь представление: - о Вселенной в целом как физическом объекте и ее эволюции; - о фундаментальном единстве естественных наук, незавершен- ности естествознания и возможности его дальнейшего развития; - о дискретности и непрерывности в природе; - о соотношении порядка и беспорядка в природе, упорядочен- ности строения объектов, переходах в неупорядоченное состояние и наоборот; - о динамических и статистических закономерностях в приро- де;
- 6 -
- о вероятности как объективной характеристике природных систем; - об измерениях и их специфичности в различных разделах естествознания; - о фундаментальных константах естествознания; - о принципах симметрии и законах сохранения; - о соотношениях эмпирического и теоретического в познании; - о состояниях в природе и их изменениях со временем; - об индивидуальном и коллективном поведении объектов в природе; - о времени в естествознании; - об основных химических системах и процессах, реакционной способности веществ; - о методах физико-химической идентификации и определения веществ; - об особенностях биологической формы организации материи, принципах воспроизводства и развития живых систем; - о биосфере и направлении ее эволюции; - о целостности и гомеостазе живых систем; - о взаимодействии организма и среды, сообществе организ- мов, экосистемах; - об экологических принципах охраны природы и рациональном природопользовании, перспективах создания не разрушающих природу технологий; - о новейших открытиях естествознания, перспективах их использования для построения технических устройств; - о физическом, химическом и биологическом моделировании; - о последствиях своей профессиональной деятельности с точ- ки зрения единства биосферы и биосоциальной природы человека;
знать и уметь использовать: - основные понятия, законы и модели механики, электричества и магнетизма, колебаний и волн, квантовой физики, статистической физики и термодинамики, химических систем, реакционной способ- ности веществ, физико-химической идентификации, экологии; - методы теоретического и экспериментального исследования в физике, химии, экологии; - свойства основных классов химических объектов;
- 7 -
- методы предсказания возможности протекания химических ре- акций; - кинетическое описание протекающих процессов;
иметь опыт: - планирования,постановки и обработки результатов экспери- мента; - численных оценок порядков величин, характерных для раз- личных разделов естествознания; - выделения и очистки веществ, определения их состава и структуры молекул; - определения фазового состава изучаемых систем; - безопасной работы с химическими объектами.
2.2.3. Требования по общепрофессиональным дисциплинам.
Инженер должен: иметь представление: - об основах проектирования технических объектов; - о месте и роли технологии и в развитии науки, техники и производства; - об основах расчета и проектирования механических узлов и элементов технологического оборудования; - о современных средствах машинной графики; - об основных производственных процессах и источниках сырья, принципах построения и анализа химико-технологических систем; - о классификации, методах управления структурой и свойс- твами материалов; - о тенденциях развития технологии материалов и химической технологии; - о функциях, принципах построения и элементной базе систем автоматического управления; - о методах качественного и количественного анализа особо опасных, опасных и вредных антропогенных факторов; - о научных и организационных основах мер ликвидации пос- ледствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и других чрезвы- чайных ситуаций;
- 8 -
знать и уметь использовать: - способы и приемы изображения предметов на плоскости; - основные положения ЕСКД; - методы механики применительно к расчетам процессов измель- чения, транспортировки, смешения, сепарации, классификации и другим технологическим процессам; - методы прочностных расчетов основных элементов оборудова- ния; - методы составления и расчета простых электрических цепей; - принципы подбора применительно к конкретному технологичес- кому процессу соответствующих электронных приборов; - принципы выбора и правила эксплуатации электрооборудования для осуществления технологического процесса; - организационно-экономические основы деятельности предприятий;
свободно владеть: - методами термодинамического анализа промышленных тепловы- деляющих, теплоиспользующих и теплосиловых установок; - методами определения гидродинамических характеристик и гидродинамической структуры потоков; - методами составления тепловых и материальных балансов тех- нологических аппаратов и установок; - методами кинетического анализа и моделирования технологи- ческих аппаратов; - принципами выбора и методами расчета тепловых, массообмен- ных, реакционных и других технологических аппаратов; - методами выбора и расчета оборудования для очистки до не- обходимого уровня сточных вод и газовых выбросов предприятий по производству керамики, вяжущих, стекломатериалов; -методами технико-экономического анализа инженерных решений;
иметь навыки: - проектирования основных аппаратов производств керамических и вяжущих материалов, стекломатериалов и композитов на их основе; - выполнения эскизов деталей средней сложности и схем техно- логических процессов; - составления математических моделей конкретных процессов
- 9 -
технологии; - проведения электрических измерений. 2.2.4. Требования по специальным дисциплинам. Инженер должен: знать и уметь использовать: - способы осуществления основных технологических процессов получения керамических и вяжущих материалов, стекломатериалов ; - методы оптимизации технологических процессов производства тугоплавких неметаллических и силикатных материалов на базе сис- темного подхода к анализу качества исходных материалов, техноло- гического процесса и требований к конечной продукции; - методы проектирования технологических процессов обеспечи- вающих получение эффективных технологических и конструкторских решений; - методы теоретического и экспериментального изучения физико-химических свойств и закономерностей по- лучения керамических, вяжущих, стекломатериалов и композитов на их основе; - методы организации производства; - методы выполнения технико-экономических расчетов;
владеть: - методами управления действующими технологическими процес- сами производства керамических, вяжущих и стекломатериалов; - методами определения физико-химических и физических свойств керамических и вяжущих материалов, стекломатериалов и композитов на их основе; - методами разработки технической документации в технологии тугоплавких неметаллических и силикатных материалов; - методами и средствами теоретического и экспериментального исследования свойств материалов и технологических процессов про- изводства тугоплавких неметаллических и силикатных материалов; - методами разработки технических заданий на проектирование и реконструкцию предприятий с учетом обоснования технологической схемы, обеспечения экологической чистоты производства, уровня его механизации и автоматизации, охраны труда;
Дополнительные требования к специальной подготовке инженера
- 10 -
устанавливаются высшим учебным заведением, исходя из содержания цикла специальных дисциплин и в соответствии со специализацией.
3. Минимум содержания образовательной программы для подготовки инженера по специальности 250800 - Химическая технология тугоплавких неметаллических и силикатных материалов
њњњњњњљњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњ Индекс‹ Наименование дисциплин и их основные разделы Кол.часов њњњњњњќњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњљњњњњ- 1 ‹ 2 ‹ 3 њњњњњњќњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњќњњњњњњ ГСЭ.00‹ Общие гуманитарные и социально-экономические ‹ 1800 дисциплины Перечень дисциплин и их основное содержание соответствуют Требованиям ( Федеральный компо- нент ) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника высшей школы по циклу "Общие гуманитарные и социально-экономи- ческие дисциплины", утвержденным Государствен- ным комитетом Российской Федерации по высшему образованию 18 августа 1993 года. ЕН.00 Математические и общие естественнонаучные дисциплины 2920 Математика и информатика 800 ЕН.01 Математика: алгебра: основные алгебраические структуры, вектор- ные пространства и линейные отображения, булевы ал- гебры; геометрия: аналитическая геометрия, многомерная евк- лидова геометрия, дифференциальная геометрия кривых и поверхностей, элементы топологий; дискретная математика: логические исчисления, графы, теория алгоритмов, языки и грамматики, автоматы, ком- бинаторика;
- 11 -
анализ: дифференциальное и интегральное исчисления, элементы теории функций и функционального анализа, теория функций комплексного переменного, дифференци- альные уравнения; вероятность и статистика: элементарная теория веро- ятностей, математические основы теории вероятностей, модели случайных процессов, проверка гипотез, прин- цип максимального правдоподобия, статистические ме- тоды обработки экспериментальных данных.
ЕН.02 Информатика: понятие информации; общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации; технические и программные средства реализации инфор- мационных процессов; модели решения функциональных и вычислительных задач; алгоритмизация и программи- рование; языки программирования высокого уровня; ба- зы данных; программное обеспечение и технология про- граммирования; компьютерная графика.
Общие естественнонаучные дисциплины 1820
ЕН.03 Физика: 400 физические основы механики: понятие состояния в клас- сической механике, уравнения движения, законы сохра- нения, основы релятивистской механики, принцип отно- сительности в механике, кинематика и динамика твердо- го тела, жидкостей и газов; электричество и магнетизм: электростатика и магнетос- татика в вакууме и веществе, уравнения Максвелла в интегральной и дифференциальной форме, материальные уравнения,квазистационарные токи, принцип относитель- ности в электродинамике; физика колебаний и волн: гармонический и ангармониче- ский осциллятор, физический смысл спектрального раз- ложения, кинематика волновых процессов, нормальные моды, интерференция и дифракция волн, элементы Фурье- -оптики;
- 12 -
квантовая физика: корпускулярно-волновой дуализм, принцип неопределенности, квантовые состояния, прин- цип суперпозиции, квантовые уравнения движения, опе- раторы физических величин, энергетический спектр ато- мов и молекул, природа химической связи; статистическая физика и термодинамика: три начала те- рмодинамики, термодинамические функции состояния, фа- зовые равновесия и фазовые превращения, элементы не- равновесной термодинамики, классическая и квантовые статистики, кинетические явления, системы заряженных частиц, конденсированное состояние.
ЕН.04 ї2 ї0Общая и неорганическая химияї2:ї0 300 периодическая система и строение атомов элементовї2; химическая связьї2: ї0ковалентная связь, метод валентных связей, гибридизация, метод молекулярных орбиталей, ионная связь, химическая связь в комплексных соедине- нияхї2; ї0строение вещества в конденсированном состоянииї2; растворыї2: ї0способы выражения концентраций, идеальные и неидеальные растворы, активностьї2; ї0растворы электроли- товї2; ї0равновесия в растворахї2;ї0окислительно-восстанови- тельные реакцииї2; ї0протолитическое равновесиеї2; ї0гидролиз солейї2; ї0скорость химических реакцийї2;ї0химия элементов групп периодической системы.
ЕН.05 ї2 ї0 Органическая химияї2:ї0 260 классификация, строение и номенклатура органических соединенийї2; ї0классификация органических реакцийї2; ї0равно- весия и скорости, механизмы, катализ органических ре- акцийї2; сї0войства основных классов органических соедине- нийї2: ї0алканы, циклоалканы, алкены, алкины, алкадиены, ароматические соединения, галогенпроизводные углеводо- родов, спирты, фенолы, эфиры, нитросоединения, амины альдегиды и кетоны, хиноны, карбоновые кислоты, гете- роциклические соединения, элементоорганические соеди- ненияї2;ї0 основные методы синтеза органических соедине- ний.
|