Планируемое "Виру кеэмиа групп" производство цемента из сланца, правда, довольно редкое, но все же не уникальное предприятие - аналогичный завод действует в сердце Европы - Доттерхаузене (Германия) уже почти 70 лет.
Будущий цементный завод "Виру кеэмиа групп" ("ВКГ") использовал бы в качестве сырья по меньшей мере 400 тысяч тонн полукокса в год. Это - половина образующихся при выпуске сланцевого масла производственных остатков, которые сейчас просто отправляют на золоотвалы.
- Мы собираемся использовать как можно больше полукокса, - сказал член правления "ВКГ" Яанус Пурга.
Также в поворотную печь цементного завода мог бы пойти гипс, возникающий в сероулавливающей установке "ВКГ энергиа". Повторное использование производственных отходов - один из основных принципов современной политики в сфере окружающей среды. Складирование отходов становится все более дорогим, в то время как повторное использование позволяет фирмам зарабатывать деньги.
Сланец используется для производства цемента как в Кунда, Сланцах, так и в Германии. Единственный в Западной Европе выпускающий сланцевый портландцемент завод находится в Доттерхаузене, под Штутгартом. На минувшей неделе с заводом ездили ознакомиться члены правления "ВКГ". В поездку пригласили также нескольких журналистов и членов Кохтла-Ярвеского горуправления.
Завод в Доттерхаузене основали в 1939 году в регионе, где залегает легко добываемый сланец. Если в Эстонии имеются проблемы с возникшими в результате сжигания сланца производственными отходами, то в Германии сланец с низкой теплотворностью сжигают именно для того, чтобы получить необходимую для цементного сырья золу. Кроме того, в поворотную печь отправляют также местные известняк и глину. Получаемая из сланца энергия уменьшает потребность в других видах топлива, таких, как, к примеру, масло и уголь.
- Использование сланца для производства цемента экономически очень выгодно, поскольку используются как энергия, так и содержащиеся в сланце цементные минералы, - пояснил инженер цементного завода "Holcim GmbH Dotterhausen" Юрген Хилгер. По его мнению, образующийся в эстонской сланцеперерабатывающей промышленности полукокс должен быть довольно хорошим цементным сырьем.
- При использовании полукокса есть два эффекта - во-первых, его энергетический потенциал, во-вторых, вся его минеральная часть идет на образование клинкера, - сказал Яанус Пурга.
При производстве цемента возникает двуокись углерода
Производство цемента из полукокса - как экономический, так и связанный с окружающей средой проект. По словам Юргена Хилгера, нельзя в наши дни строить транжирящие энергию и пылящие цементные заводы: "Сегодня можно строить заводы, базирующиеся на так называемой сухой технологии, которые экономно расходуют энергию". Поскольку топлива расходуется меньше, чем на старых, использующих мокрую технологию, заводах, образуется также на тонну цемента меньше диоксида углерода. Образование двуокиси углерода при разложении извести в поворотной печи - крупнейшие проблемы развития цементной промышленности. "Выброс в атмосферу остальных веществ возможно очень хорошо держать под контролем", - сказал Хилгер. Уловленную в электрофильтрах цементного завода Доттерхаузена, к примеру, снова направляют в поворотную печь. В поворотной печи очень высокая температура, что позволяет сжигать также мусор, к примеру, бумажные и пластмассовые отходы, старые масла и автошины.
Чтобы концнрн "ВКГ" смог начать производить цемент, фирме необходим лимит на выброс диоксида углерода. По словам Яануса Пурга, дело имеем с выбором: либо продолжать складирование полукокса, либо эмитировать больше прежнего двуокиси углерода. "Мы готовы инвестировать, чтобы существенно уменьшить складирование твердых производственных остатков, что является большой проблемой в Эстонии".
Крупнейшая отечественная частная инвестиция в эстонскую промышленность
Современный цементный завод, который производил бы в год примерно миллион тонн цемента, обойдется примерно в 2,5 миллиарда крон. Это - крупнейшая, базирующаяся на эстонском капитале инвестиция в производство. Примерно такие по величине денежные вливания сделаны в обслуживание и туриндустрию. Построенный в Кунда завод по переработке осиновой древесной массы базируется на иностранном капитале, а котлы "Нарвских электростанций" обновили на государственные деньги.
Строительство цементного завода может начаться в следующем году, и первую продукцию должны выпустить в 2011 году. Это все в случае, если Эстонии удастся получить от Евросоюза квоты на выброс двуокиси углерода. По словам Яануса Пурга, государство заинтересовано в том, чтобы получить дополнительные квоты на выброс СО2 для развития производства. Пурга сказал, что сейчас политика ЕС несправедлива. Новым странам-членам трудно развивать производство современной технологи, в то же время в старых странах-членах довольно просто продолжать фирмам с устаревшей технологией.
Завод - также туробъект
Входящий в фойе главного здания Доттерхаузенского цементного завода становится участником большого сюрприза. На потолке подъезда висит... гигантский скелет. В выходные дни открыт палеонтологический музей, где можно увидеть как скелеты ихтиозавров, так и ископаемых головоногих аммонитов, живших в средние века. Также дается хороший обзор об истории Земли.
- Это словно мостик между промышленностью и обществом. В ходе производства цемента и добычи сланца неизбежно портят природу, а музей помогает бросить взгляд в историю образования полезных ископаемых. Цемент нужен в действительности каждому человеку, и музей помогает людям это понять,- сказал Юрген Хилгер.
Музей основали собственники завода в 1989 году, когда отмечали 50-летие предприятия. Интерес людей к ископаемым велик. Эстонские производственные предприятия не смогли пока использовать этот интерес. Кстати, звено позвоночника ихтиозавра стоит на инфоприлавке музея "всего" 250 евро, то есть немногим более 3500 крон.
|