Наряду с развитием цементного бизнеса компания «Базэл цемент» (акционерами которой являются Strabag и «Базовый элемент») намерена стать крупнейшим игроком на рынке нерудных материалов. Недавно она приобрела несколько месторождений базальта, бентонитовых глин, гранитного и гравийного щебня.
До сих пор крупные инвесторы проявляли сдержанный интерес к производству нерудных материалов по ряду причин. Во-первых, получение лицензии на освоение того или иного месторождения и оформление соответствующих разрешительных документов занимало длительное время. Во-вторых, этот сектор рынка стройматериалов считался очень рискованным из-за высокой степени административного регулирования, поскольку даже незначительные нарушения могли послужить основанием для приостановки деятельности предприятия.
Впрочем, эти риски пока не мешают широкой поступи «Базэл цемента». Компания уже получила контроль над месторождением базальтов «Хямгора», которое расположено в Плесецком районе Архангельской области. Его запасы превышают 104 млн. куб. м. На базе этого месторождения планируется построить и запустить в следующем году дробильно-сортировочный завод мощностью 1,5—2 млн. тонн высококачественного кубовидного щебня в год.
Кроме того, компания приобрела месторождение гранитов в Карелии, карьер в Адлере, а также создала совместное предприятие с местными предпринимателями в Северной Осетии на базе месторождения гранитного и гравийного щебня, запасы которого превышают 200 млн. куб. м. Производство гранитного щебня здесь планируется запустить в марте.
Большинство карьеров, приобретенных «Базэл цементом», имеют весьма выгодное месторасположение. Например, некоторые из них расположены в непосредственной близости от будущих олимпийских строек в Сочи. Впрочем, само по себе это обстоятельство не решает проблему транспортировки стройматериалов. Ежегодно в Сочи необходимо будет доставлять около 30 млн. тонн нерудных материалов, тогда как железная дорога в состоянии перевезти около 1 млн. тонн в год. Оставляет желать лучшего и пропускная способность автодорог. «Единственное спасение — строительство специального терминала по приемке грузов нерудных материалов в Сочи», — полагает генеральный директор «Базэл цемента» Дмитрий Савенков.
По словам Савенкова, «Базэл цемент» не намерен останавливаться на достигнутом. Компания заинтересована в приобретении других предприятий по производству нерудных материалов. Правда, по его словам, многие действующие карьеры сегодня переоценены. «За карьер мощностью 1—1,5 млн. кубов владельцы просят 30—40 млн. долларов в зависимости от местоположения и запасов. Но, как правило, речь идет о предприятиях с изношенным оборудованием и исчерпанными запасами. Поэтому мы предпочитаем покупать месторождения с нуля», — говорит гендиректор «Базэл цемента».
Для технического оснащения карьеров предполагается использовать технологии компании Strabag («Базэл» является одним из акционеров этого крупного строительного концерна). Речь, в частности, идет о современном дробильно-сортировочном оборудовании по производству кубовидного щебня, который используется для изготовления высококачественных строительных материалов (в частности, высокопрочного бетона). Кроме того, до сих пор в России никто не выпускал в промышленных объемах базальтовый щебень, тогда как в Европе этот материал активно используется при строительстве дорог.
До сих пор основными игроками российского рынка нерудных материалов считались компании «Павловскгранит» и группа ЛСР. Кроме того, в последнее время предпринимает активные попытки закрепиться в этом сегменте стройматериалов компания «Евробетон» («дочка» «Евроцемент груп»). Однако самый крупный игрок производит около 8 млн. куб. м щебня при совокупном общероссийском объеме выпуска щебня около 170 млн. куб. м в год. То есть в отрасли нет игрока национального масштаба, и «Базэл цемент» рассчитывает им стать.
Этому благоприятствует конъюнктура, сложившаяся в секторе. В разгар строительного сезона на рынке ощущается дефицит щебня, цены на него стремительно растут. «С запуском крупных строительных и инфраструктурных проектов он только обострится, — прогнозируют эксперты. — Например, дорожное строительство сжирает нерудные материалы как пылесос». Кроме того, собственное производство позволит закрыть внутренние потребности строительного дивизиона «Базэла», которые оцениваются примерно в 1,5 млн. куб. м.
|