Пятница, 10.07.2020, 04:46
Приветствую Вас Гость | RSS         
Меню сайта

Главная » 2008 » Ноябрь » 18 » Не стоило мелочиться...
Не стоило мелочиться...
22:45
Возврат таможенных пошлин на импортный цемент не решит проблем отрасли, которая страдает от узости рынка сбыта и непредсказуемости чиновников

В конце октября в таможенные декларации вернулась отмененная в прошлом году пятипроцентная пошлина на импортный цемент. Как выяснилось, чиновники «забыли» продлить сроки действия прошлогоднего постановления, обнулившего пошлины, хотя совсем недавно правительственная комиссия по защитным мерам во внешней торговле обещала сделать это

Неожиданный возврат пошлин — это сигнал импортерам, переусердствовавшим в насыщении внутреннего рынка. Возможно, уже в следующем году будут введены заградительные пошлины на цемент в размере 15–20%. При таком раскладе ввозить цемент из-за рубежа станет невыгодно, а объемы его импорта резко сократятся с нынешних 7–8 млн тонн до предкризисных 1–2 млн тонн в год. Впрочем, схлопывание импорта — слабое утешение для большинства отечественных производителей, поскольку никуда не деваются нерешенные основные проблемы, связанные с отсутствием гарантированного внутреннего спроса и неблагоприятным инвестиционным климатом в отрасли.

Убить импорт

До сих пор официальные лица не удосужились разъяснить причины возврата таможенных пошлин на импортный цемент. Остается только предположить, что таким образом чиновники намерены предотвратить коллапс отечественной цементной промышленности.

Возврату пошлин предшествовала лоббистская кампания, организованная крупнейшими производителями цемента. Они утверждали, что из-за прошлогодней отмены ввозных пошлин цемзаводы едва сводят концы с концами и терпят убытки. Рынок оказался затоварен цементом из Турции и Китая, ввиду чего местные предприятия были вынуждены сокращать объем производства и снижать отпускные цены. Так, если в начале года средняя стоимость тонны цемента составляла порядка 4,5–5 тыс. рублей, то сейчас она колеблется в районе 3,6–3,8 тыс. рублей. Биржевые цены и вовсе опустились до 3 тыс. рублей за тонну. По данным РЖД, за 9 месяцев отгрузка цемента сократилась на 2,7 млн тонн (–8,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). Цементники уже не помышляют о проектах модернизации мощностей. По оценкам представителей «Евроцемент групп», из ранее заявленных инвестиционных проектов 60–70% нежизнеспособны.

Ситуация усугубляется технологическими и социальными проблемами. Перспектива неоплачиваемых отпусков и сокращений уже породила волну недовольства жителей населенных пунктов, где цементные заводы являются градообразующими предприятиями.

Правдами и неправдами хозяевам цемзаводов удалось снискать к себе жалость правительства. Сейчас чиновники в пожарном порядке обсуждают пакет мер, направленных на поддержку цементной отрасли. Государство намерено включить проекты создания инфраструктуры для новых цементных заводов в число приоритетных в рамках инвестиционных программ монополий, обеспечить цементников газом, компенсировать инвесторам ставки по банковским кредитам. Рассматривается вопрос установления экономически обоснованной таможенной пошлины на ввоз импортного цемента: цементное лобби в последние месяцы настаивало на 15–20%, возможно, так оно и будет.

Гарантии и предсказуемость


На что рассчитывают цементники, понятно: убив импорт, они смогут восстановить ценовой статус-кво. Кроме того, появилась надежда закрыть возникшие за время кризиса финансовые дыры с помощью бюджетных вливаний или кредитов госбанков. Непонятно другое: на что рассчитывает правительство, спешно предлагая набор протекционистских мер по поддержке цементной отрасли и особо выделяя ее среди других отраслей стройматериалов? Наивно полагать, что, получив госкредиты и инфраструктуру сейчас, в условиях кризиса на строительном рынке, цементники ринутся застраивать страну новыми заводами. Инвесторы не спешили заниматься обновлением мощностей даже во время бурного роста цен на цемент. И вовсе не из-за отсутствия газа или денег.

Как показывает опыт зарубежных стран, благополучное развитие цементной отрасли возможно либо при широких экспортных возможностях, либо при гарантированном внутреннем спросе на продукцию. Взять, к примеру, Китай. Наряду с развитой логистической инфраструктурой внутренний спрос на стройматериалы гарантирован мощной системой госзаказа на жилищное и инфраструктурное строительство. Например, сейчас на разных стадиях реализации находятся 135 проектов строительства железных дорог общей стоимостью более 8 млрд долларов. На 2009 год запланировано финансирование в объеме 5,1 млрд долларов, что позволит гарантировать спрос на 20 млн тонн стали и 120 млн тонн цемента.

А что у нас? Мутная программа выкупа жилья для социальных нужд и набор плохо просчитанных проектов инфраструктурного строительства. Например, до сих пор достоверно не известно, какое количество цемента, металла и прочих стройматериалов потребуется для спортивных и инфраструктурных проектов в Сочи. При таком раскладе вряд ли можно ожидать масштабных инвестиций в новые производства, имеющие длительные сроки окупаемости.

Еще один фактор, повышающий риски масштабных инвестиций в строительство новых цемзаводов, — непредсказуемые действия госчиновников, у которых семь пятниц на неделе. То они борются с цементной монополией, то с ней мирятся. То отменяют таможенные пошлины, то неожиданно их возвращают. Такая чехарда и непоследовательность способны превратить в пшик любые программы поддержки отрасли, какими бы эффективными они ни казались. Особенно в нынешние неспокойные времена.


Илья Ступин, специальный корреспондент журнала «Эксперт»
источник: http://expert.ru/printissues/expert/2008/45/ne_stoilo_melochitsya/

Просмотров: 727 | Добавил: cement | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Календарь новостей
«  Ноябрь 2008  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

cement.ucoz.ru © 2020